С каждым годом отмечается неуклонный рост распространенности цереброваскулярных заболеваний, сопровождающихся когнитивными расстройствами, в связи с увеличением числа лиц преклонного возраста. Часто расстройство когнитивной сферы у пожилых людей развивается в сочетании с эмоциональными нарушениями депрессивного характера. Наличие депрессии приводит к снижению когнитивного уровня, что затрудняет диагностику фона, на котором она развивается (нейродегенеративное, цереброваскулярное заболевание и др.). В такой ситуации постановка диагноза специалистами осуществляется на основании субъективных жалоб пациентов. Тем самым повышается актуальность раннего выявления маркеров данной патологии при наличии депрессивных проявлений, что позволит своевременно и обоснованно назначить целенаправленную терапию.
Методика ЭЭГ давно используется для изучения нейрофизиологии когнитивных нарушений и депрессии. На основании первых ЭЭГ-исследований, с изучением эмоциональных расстройств у пациентов, уже в 40-е годы XX века были обнаружены специфические изменения в рисунке ЭЭГ [1]. Диагностический потенциал ЭЭГ-метода еще больше увеличивают современные методы статистической обработки и математического анализа. Также ЭЭГ с когнитивной нагрузкой находит применение все в большем количестве исследований в связи с обнаружением того факта, что патологические изменения при ЭЭГ-исследовании становятся отчетливее после когнитивных заданий, нежели при записи рутинной фоновой ЭЭГ. Проведение определенных тестов демонстрирует взаимосвязь между изменением поведенческих, субъективных электрофизиологических параметров и появлением патологических маркеров определенной нозологии на ЭЭГ.
Цель исследования: выявление ранних маркеров при проведении регистрации ЭЭГ больным с дисциркуляторной энцефалопатией и эмоциональными нарушениями депрессивного характера в процессе когнитивной нагрузки.
Материал и методы исследования
Выполнение исследования осуществлялось на базе «Поликлиники для взрослых» МБУЗ «ГБ № 1 им Н.А. Семашко» г. Ростова-на-Дону, кафедры медицинской и биологической физики ФГБОУ ВО «РостГМУ» Минздрава России и Центра неврологического клиники ФГБОУ ВО «РостГМУ» Минздрава России на протяжении 2016-2021 гг. На настоящий момент обследовано 89 пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией и сопутствующими депрессивными расстройствами, из них 38 мужчин и 51 женщина. Распределение пациентов по уровню образования было следующим: у 60% - высшее образование, у 33% - среднее специальное, у 7% - среднее общее. Представлены результаты обследования 24 больных в возрасте 69-81 года (средний возраст 75±3,8 года) с ДЭП II стадии и умеренными когнитивными расстройствами (УКР) (I группа); по Монреальской шкале оценки психических функций (MoCA) [2] средний балл составил 25±0,8. Во вторую (II) контрольную группу вошли 27 человек без когнитивных расстройств (17 женщин и 6 мужчин), средний возраст составлял 66±3,7 года (от 60 до 72 лет); средний балл по Монреальской шкале оценки психических функций (MoCA) 28±0,6. В третью (III) группу были включены 38 больных в возрасте 71-82 лет (средний возраст 76,5±3,6 года) с ДЭП II стадии, УКР и сопутствующими депрессивными расстройствами; средний балл по Монреальской шкале оценки психических функций (MoCA) 25±0,5. Пациентам III группы было проведено лечение препаратом Целлекс по 0,1 мг п/к 1 раз в сутки в течение 10 дней. Оценка результатов лечения в виде повторной записи ЭЭГ с когнитивной нагрузкой проводилась через 1,5 месяца, и данные пациенты были отнесены в IV группу.
Исключались из исследования пациенты, перенесшие острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) и ОНМК в остром периоде, а также пациенты с деменцией. Тяжелая депрессия, декомпенсированные эндокринологические заболевания (сахарный диабет, гипотиреоз), хронические соматические заболевания (гепатологические и нефрологические, гематологические), прием психотропных препаратов являлись критерием исключения участия из исследования. Одобрение протокола исследования локальным независимым этическим комитетом получено 3 ноября 2016 г. № 18/16). До включения в исследование у всех участников получено письменное информированное согласие.
Всем пациентам было выполнено клиническое неврологическое обследование, включающее в себя сбор жалоб, анамнеза, оценку неврологического статуса, также проводилось дополнительное инструментальное обследование, включающее КТ, МРТ головного мозга, УЗДГ БЦА. Включение пациентов в группы осуществлялось в соответствии с международными критериями УКР [3], нейропсихологическая оценка на основании шкалы MMSE. По данным MMSE, отсутствие когнитивных нарушений соответствовало 29-30 баллам, легкие когнитивные нарушения - 27-28, умеренные когнитивные нарушения - 24-26 баллов. Оценка по результатам тестирования с помощью Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (MoCA-тест) проводилась следующим образом: 26-30 баллов -когнитивно здоровые испытуемые; 24–25 баллов - умеренные когнитивные нарушения [4], выполняли батарею тестов для оценки лобной дисфункции (БЛД). Оценка эмоционального состояния пациентов проводилась с использованием Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS) (включение пациентов в исследование проводилось при сумме баллов больше 7) [5].
Энцефалографическое исследование осуществлялось при помощи электроэнцефалографической установки «Энцефалан-131-03» (производство ООО НПКФ «Медиком-МТД», г. Таганрог), применялась международная схема расположения электродов «10–20» по 16 монополярным отведениям с референтными ипсилатеральными ушными электродами. Начальный этап исследования заключался в проведении фоновой записи ЭЭГ в течение 6 минут попеременно с закрытыми и открытыми глазами, после этого проводились когнитивные тесты: «Слова», «Что общего?», «Счет» и «Растения». Проба «Что общего?» заключается в поиске обобщающих признаков, оценивает абстрактное мышление, зрительный гнозис, функцию лобных и затылочных структур соответственно. «Слова» -запоминание серии из 5 слов и их отсроченное воспроизведение - оценка вербальной памяти и функции височных долей. «Счет» - исследование интеллекта, памяти (забывчивость промежуточного результата), наличие персевераций и беглости речи - функция лобной и теменной долей. «Растения» - ассоциативный тест, заключается в произнесении пациентом в течение 20 секунд растений на букву «Л», что также позволяет выявить беглость речи и оценить функциональную активность лобных долей. Когнитивная нагрузка сопровождалась непрерывной записью ЭЭГ, учитывались помехи миограммы и окулограммы. За основу методики регистрации ЭЭГ взят разработанный ранее сценарий, описанный в патенте [6]. Далее выделенные участки ЭЭГ подвергались спектральному анализу. Усредненная спектральная мощность измерялась в мкВ2 и оценивалась в стандартных частотных диапазонах (альфа, бета, тета, дельта).
Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 10.0, а также Excel 2010. Для оценки количественных показателей на соответствие нормальному распределению использовался критерий Шапиро-Уилка (при числе исследуемых менее 50), при числе исследуемых более 50 - критерий Колмогорова-Смирнова, а также показатели асимметрии и эксцесса. Значения медианы (Me) и нижнего и верхнего квартилей (Q1-Q3) использовались для совокупности количественных показателей, распределение которых отличалось от нормального. Для сравнения средних величин в нормально распределенных совокупностях количественных данных применялся t-критерий Стьюдента. В случаях отсутствия признаков нормального распределения данных для сравнения независимых совокупностей использовался U-критерий Манна-Уитни. Различия показателей считались статистически значимыми при уровне значимости p<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка фоновой записи ЭЭГ (табл. 1) продемонстрировала статистически значимое увеличение мощности δ-ритма у пациентов с УКР во всех отведениях с преобладанием в отведениях слева относительно пациентов группы контроля, у пациентов III и IV группы отмечалось уменьшение мощности после лечения, статистически значимое в лобных и затылочных отведениях слева. Оценка θ-ритма у пациентов группы I и II демонстрирует статистически значимое уменьшение мощности с асимметрией в левых отведениях.
β-ритм статистически значимо увеличивался у пациентов II группы относительно пациентов с УКР (I группа) асимметрично слева, у пациентов IV группы отмечалось уменьшение β-активности во всех отведениях после лечения. Известно, что в патологических условиях увеличение мощности β-активности входит в характерный рисунок депрессии на ЭЭГ, особо ярко выражен он до лечения ввиду дисфункции процессов коркового возбуждения/торможения. Рядом авторов присутствие подобной аномалия описано в передних отделах мозга, другими авторами - в задних [7].Таким образом, на фоне лечения мы видим снижение β-активности.
У пациентов с депрессией после лечения (группа IV) уменьшение мощности α-ритма отмечалось преимущественно в правых отделах передних и задних отведений. На основании результатов других работ можно прийти к выводу, что существует корреляция между успешно выполненными заданиями на внимание, память и пиком α-ритма, также данный ритм коррелирует со скоростью протекания информационных процессов [8].
Таблица 1
Параметры ЭЭГ фоновой записи с закрытыми глазами (ФонЗГ) у пациентов I, II, III и IV групп (спектральная мощность, мкВ2/Гц)
Ритм
Группы |
Отведения |
||||||||||||
Fp1 |
Fp2 |
F3 |
F4 |
С3 |
С4 |
Т3 |
Т4 |
P3 |
P4 |
O1 |
O2 |
||
δ |
I
|
38,1
|
43,3
|
26,5
|
31,8
|
22,0
|
28,1
|
22,5
|
24,4
|
18,0
|
24,1
|
22,4
|
25,2
|
II |
21,5
|
24,3
|
18,2
|
19,1
|
17,0
|
18,0
|
14,3
|
19,0
|
12,7
|
13,4
|
10,0
|
12,2
|
|
t |
3,13
|
0,59
|
3,32
|
2,07 |
1,78 |
1,57 |
3,41 |
0,31 |
0,53
|
1,08
|
3,43
|
0,83 |
|
III
|
47,1
|
50
|
36,1
|
43,7 |
33,7
|
33,7
|
38
|
35
|
29,4
|
38,1
|
29,6
|
32,5
|
|
IV
|
34,9
|
49,1 |
32,9 |
35,9 |
28,8 |
28,8 |
27,9 |
31 |
36,4 |
34,5
|
50 |
40,8
|
|
t |
2,68
|
0,18
|
0,74
|
1,33
|
1,44 |
1,19 |
2,1 |
0,67 |
1,7
|
0,61 |
-3,12 |
1,4
|
|
θ |
I
|
10,5
|
5,5
|
12,1
|
8,7
|
13,2
|
8,8
|
9
|
7,3
|
10
|
8,3
|
8,9
|
9,6
|
II |
5,5
|
8,0
|
9,5
|
11,6
|
10,3 |
11,0 |
2,9 |
3,1 |
2,7
|
2,8
|
5,1
|
3,5
|
|
t |
3,11 |
-0,23
|
2,57
|
-2,01
|
3,27 |
-1,35 |
2,53 |
1,46 |
2,15
|
-2,94
|
-0,97
|
4,34
|
|
III
|
8
|
8,3
|
10,1
|
9,37
|
10,6
|
10,7
|
10
|
8,3
|
8,9
|
6,5
|
9,2
|
5,7
|
|
IV |
5,9
|
3,5
|
6,2
|
5,3
|
4,7 |
3,2 |
2,7 |
2,8 |
5,1
|
7,2
|
6,1
|
7,6
|
|
t |
1,7
|
2,99
|
1,81
|
1,57
|
3,1 |
2,38 |
3,23 |
1,51 |
2,86
|
2,08
|
1,81 |
2,68
|
|
β |
I |
15,0
|
15,3
|
19,9
|
19,1
|
21,7
|
22,8
|
21,7
|
22,0
|
20,2
|
21,4
|
15,9
|
16,5
|
II |
19,4
|
16,5
|
20,2
|
17,1
|
21,0 |
17,4 |
21,2 |
19,5 |
20,3
|
17,7
|
24,3
|
18,1
|
|
t |
-3,1
|
0,56
|
-3,04
|
-0,57
|
-2,34 |
- 0,5 |
-3,21 |
0,19 |
-0,13
|
0,88 |
-1,39
|
-3,4
|
|
III
|
11,2
|
8,2
|
15,2
|
8,7
|
15,8
|
9,4
|
15,8
|
8,2
|
15,6
|
8,4
|
16
|
9
|
|
IV |
4,9
|
1,6 |
6,6
|
4,1
|
5,5 |
1,9 |
8 |
1,8 |
3,2
|
1,07
|
8,8
|
4,9
|
|
t |
6,15
|
5,96
|
4,17
|
2,31 |
3,99 |
4,36 |
3,14 |
3,77 |
4,68 |
4,06
|
2,15
|
2,14
|
|
α |
I |
18,0
|
11,5
|
22,8
|
17,8
|
21,3
|
20,3
|
18,1
|
17,7
|
19,0
|
17,3
|
18,1
|
18,6
|
II |
15,7
|
15,6
|
29,8
|
29,4
|
30,2 |
34,4 |
30,4 |
28 |
32,3
|
30,2
|
18,5
|
23,9
|
|
t |
1,44
|
-2,33
|
0,009
|
-2,53
|
0,22 |
-0,69 |
-0,01 |
0,91 |
-2,32
|
-3,64
|
-1,93
|
-2,38 |
|
III
|
11,9
|
6,7
|
2,68
|
11,7
|
13,9
|
14
|
13,2
|
1,1
|
14,1
|
13,3 |
8,8
|
12,6
|
|
IV |
15,3
|
1,11
|
15,8 |
2,38
|
4,4 |
1,13 |
4,8
|
8,2 |
2,8
|
1,1
|
3,68 |
1,4
|
|
t |
-4,84
|
6,6
|
-5,41 |
5,95
|
3,77 |
8,23 |
3,27
|
-9,89 |
6,22
|
6,74
|
2,16
|
6,76
|
Примечание: при уровне значимости р≤0,05 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 95% (ячейки светло-серого цвета), при уровне значимости р≤0,01 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99% (ячейки темно-серого цвета).
Таблица 2
Когнитивная нагрузка (тесты «Что общего?» и «Слова») в группах испытуемых III и IV, Показатель значимости различий (t), уровень значимости (р) между ритмами в каждом отведении
|
Когнитивные тесты |
||||||||
Тест «Что общего?» |
Тест «Слова» |
||||||||
Ритм
Отведения |
δ |
θ |
α |
β |
δ |
θ |
α |
β |
|
О2 |
t
|
2,3
|
0,14
|
3,34
|
0,91
|
2,57
|
0,84
|
0,88
|
0,59
|
p |
0,02 |
0,88 |
0,001 |
0,36 |
0,01 |
0,4 |
0,32 |
0,57 |
|
О1 |
t
|
3,2
|
3,1
|
3,8
|
5,9
|
6,34
|
0,59
|
3,98
|
3,92
|
p |
0,002 |
0,003 |
0,0005 |
0,001 |
0,001 |
0,55 |
0,0003 |
0,006 |
|
Р4 |
t
|
1,7
|
1,73
|
4,34
|
1,15
|
0,98
|
0,8
|
0,72
|
0,83
|
p |
0,09 |
0,09 |
0,001 |
0,25 |
0,33 |
0,42 |
0,47 |
0,41 |
|
Р3 |
t
|
2,1
|
2,4
|
3,36
|
5,3
|
3,61
|
0,91
|
4,39
|
4,19
|
p |
0,03 |
0,02 |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
0,36 |
0,0001 |
0,002 |
|
С4 |
t
|
0,95
|
3,06
|
4,01
|
0,53
|
1,81
|
0,02
|
2,68
|
2,07
|
p |
0,34 |
0,004 |
0,0002 |
0,54 |
0,07 |
0,97 |
0,01 |
0,04 |
|
С3 |
t
|
0,72
|
3,93
|
3,71
|
6,25
|
3,1
|
1,44
|
3,87
|
4,35
|
p |
0,47 |
0,003 |
0,0006 |
0,001 |
0,004 |
0,16 |
0,0001 |
0,001 |
|
F4 |
t
|
0,55
|
1,49
|
2,29
|
0,57
|
0,88
|
-1,75
|
1,22
|
1,23
|
p |
0,57 |
0,14 |
0,027 |
0,56 |
0,38 |
0,09 |
0,23 |
0,2 |
|
F3 |
t
|
0,45
|
3,27
|
3,18
|
5,4
|
3,07
|
-0,64
|
4,18
|
4,2
|
p |
0,65 |
0,002 |
0,009 |
0,001 |
0,003 |
0,52 |
0,0002 |
0,002 |
|
Fp2 |
t
|
0,81
|
2,4
|
3,04
|
0,53
|
2,17
|
-2,6
|
0,31
|
0,99
|
p |
0,42 |
0,02 |
0,003 |
0,59 |
0,03 |
0,01 |
0,75 |
0,32 |
|
Fp1 |
t
|
0,74
|
1,85
|
2,55
|
4,34
|
3,74
|
-2,7
|
2,98
|
3,33
|
p |
0,45 |
0,07 |
0,01 |
0,001 |
0,006 |
0,01 |
0,006 |
0,002 |
|
Т6 |
t
|
0,18
|
2,34
|
2,54
|
0,65
|
1,24
|
-0,98
|
0,49
|
0,54
|
p |
0,85 |
0,02 |
0,01 |
0,51 |
0,22 |
0,33 |
0,62 |
0,62 |
|
Т5 |
t
|
5,98
|
1,92
|
2,18
|
4,17
|
1,19
|
2,25
|
3,99
|
4,17
|
p |
0,001 |
0,06 |
0,03 |
0,001 |
0,24 |
0,03 |
0,0003 |
0,001 |
|
Т4 |
t
|
1,34
|
1,87
|
2,79
|
0,63
|
1,14
|
-0,48
|
1,52
|
2,24
|
p |
0,18 |
0,06 |
0,008 |
0,52 |
0,14 |
0,63 |
0,13 |
0,03 |
|
Т3 |
t
|
3,3
|
0,94
|
2,63
|
5,24
|
1,88
|
1,64
|
4,41
|
3,16
|
p |
0,007 |
0,34 |
0,01 |
0,001 |
0,06 |
0,11 |
0,0001 |
0,004 |
|
F8 |
t
|
0,02
|
4,6
|
3,2
|
1,31
|
0,18
|
-1,14
|
1,92
|
0,44
|
|
p |
0,95 |
0,002 |
0,002 |
0,91 |
0,85 |
0,26 |
0,06 |
0,65 |
F7 |
t
|
2,27
|
5,36
|
4,4
|
2,4
|
1,15
|
0,31
|
3,55
|
0,59
|
p |
0,02 |
0,001 |
0,001 |
0,02 |
0,14 |
0,75 |
0,0001 |
0,55 |
Примечание: см. табл. 1.
По результатам регистрации тестов «Что общего?» и «Слова» (табл. 2) мы видим усиление мощности δ-ритма в левых лобных отделах в группе больных с депрессией, увеличение мощности α-ритма во всех отведениях, усиление мощности β-ритма асимметрично слева. По данным литературы, при выполнении сходных когнитивных операций, требующих взаимодействия обширных и отдаленных функциональных нейросетей, регистрируются θ- и δ-активность. При этом задания повышенной сложности задействуют преимущественно δ-активность [9].
Тест «Слова» продемонстрировал синхронное уменьшение мощности α- и β- диапазона асимметрично слева, уменьшение мощности в δ-диапазоне в центральных, теменных, затылочных отведениях.
Таблица 3
Когнитивная нагрузка (тесты «Растения» и «Счет») в группах испытуемых III и IV. Показатель значимости различий (t), уровень значимости (р) между ритмами в каждом отведении
|
Когнитивные тесты |
||||||||
Тест «Растения» |
Тест «Счет» |
||||||||
Ритм
Отведения |
δ |
θ |
α |
β |
δ |
θ |
α |
β |
|
О2 |
t |
-1,89 0,06 |
-0,59 0,55 |
-0,5 0,56 |
5,3 0,002 |
-0,92 0,36 |
-1,47 0,14 |
-1,75 0,08 |
-1,02 0,31 |
p |
-1,95 0,06 |
-2,19 0,03 |
0,65 0,51 |
5,1 0,001 |
-1,92 0,06 |
-2,9 0,005 |
-0,05 0,95 |
0,11 0,9 |
|
О1 |
t
|
0,14 0,88 |
-2,24 0,03 |
0,03 0,97 |
0,46 0,64 |
2,1 0,036 |
-2,2 0,03 |
-1,96 0,06 |
-0,68 0,5 |
p |
-3,48 0,001 |
-0,38 0,17 |
0,06 0,95 |
6,37 0,002 |
-2,7 0,001 |
-3,04 0,004 |
-0,31 0,75 |
1,43 0,16 |
|
Р4 |
t
|
0,61 0,54 |
-1,75 0,09 |
-0,8 0,43 |
-0,67 0,49 |
1,85 0,07 |
-2,01 0,05 |
-1,97 0,07 |
-1,5 0,14 |
p |
-2,57 0,014 |
-1,25 0,21 |
1,89 0,06 |
2,9 0,006 |
-1,1 0,27 |
-4,24 0,001 |
-1,04 0,3 |
-1,23 0,36 |
|
Р3 |
t
|
1,7 0,09 |
-1,72 0,09 |
-1,33 0,19 |
-2,3 0,02 |
2,03 0,05 |
-1,6 0,11 |
-2,25 0,03 |
-2,47 0,01 |
p |
-0,8 0,42 |
-0,4 0,68 |
-0,4 0,67 |
0,14 0,88 |
0,54 0,58 |
-3,95 0,001 |
-3,07 0,004 |
-3,8 0,001 |
|
С4 |
t
|
0,71 0,47 |
-1,8 0,07 |
-1,2 0,23 |
-1,7 0,09 |
0,4 0,65 |
0,37 0,7 |
-1,2 0,22 |
-2,4 0,01 |
p |
-0,44 0,65 |
1,31 0,19 |
0,62 0,53 |
-0,56 0,57 |
-1,57 0,12 |
-2,2 0,02 |
-1,52 0,13 |
-2,09 0,04 |
|
С3 |
t
|
-0,51 0,6 |
-0,26 0,01 |
-1,55 0,13 |
1,2 0,23 |
2,08 0,04 |
-1,9 0,06 |
-4,59 0,001 |
-2,9 0,001 |
p |
-3,01 0,004 |
-1,7 0,09 |
0,8 0,42 |
5,1 0,001 |
-1,89 0,06 |
-2,28 0,03 |
0,11 0,96 |
-1,91 0,06 |
|
F4 |
t
|
-0,001 0,98 |
-2,4 0,02 |
-2,1 0,04 |
-0,36 0,75 |
0,14 0,88 |
-1,21 0,23 |
-3,96 0,003 |
-2,8 0,001 |
p |
-1,54 0,13 |
-1,72 0,09 |
2,01 0,06 |
-0,71 0,48 |
-0,22 0,82 |
-2,95 0,005 |
-1,15 0,25 |
-2,9 0,001 |
|
F3 |
t
|
-0,44 0,65 |
-2,59 0,01 |
-1,2 0,23 |
-0,69 0,49 |
-0,85 0,39 |
-1,2 0,23 |
-2,62 0,01 |
-3,26 0,002 |
|
p |
-2,4 0,01 |
-0,36 0,71 |
1,3 0,2 |
3,42 0,002 |
0,61 0,54 |
-3,7 0,001 |
-2,52 0,001 |
-2,07 0,004 |
Fp2 |
t
|
-1,89 0,06 |
-0,59 0,55 |
-0,5 0,56 |
5,3 0,002 |
-0,92 0,36 |
-1,47 0,14 |
-1,75 0,08 |
-1,02 0,31 |
p |
-1,95 0,06 |
-2,19 0,03 |
0,65 0,51 |
5,1 0,001 |
-1,92 0,06 |
-2,9 0,005 |
-0,05 0,95 |
0,11 0,9 |
|
Fp1 |
t
|
0,14 0,88 |
-2,24 0,03 |
0,03 0,97 |
0,46 0,64 |
2,1 0,036 |
-2,2 0,03 |
-1,96 0,06 |
-0,68 0,5 |
p |
-3,48 0,001 |
-0,38 0,17 |
0,06 0,95 |
6,37 0,002 |
-2,7 0,001 |
-3,04 0,004 |
-0,31 0,75 |
1,43 0,16 |
|
Т6 |
t
|
0,61 0,54 |
-1,75 0,09 |
-0,8 0,43 |
-0,67 0,49 |
1,85 0,07 |
-2,01 0,05 |
-1,97 0,07 |
-1,5 0,14 |
p |
-2,57 0,014 |
-1,25 0,21 |
1,89 0,06 |
2,9 0,006 |
-1,1 0,27 |
-4,24 0,001 |
-1,04 0,3 |
-1,23 0,36 |
|
Т5 |
t
|
1,7 0,09 |
-1,72 0,09 |
-1,33 0,19 |
-2,3 0,02 |
2,03 0,05 |
-1,6 0,11 |
-2,25 0,03 |
-2,47 0,01 |
p |
-0,8 0,42 |
-0,4 0,68 |
-0,4 0,67 |
0,14 0,88 |
0,54 0,58 |
-3,95 0,001 |
-3,07 0,004 |
-3,8 0,001 |
|
Т4 |
t
|
0,71 0,47 |
-1,8 0,07 |
-1,2 0,23 |
-1,7 0,09 |
0,4 0,65 |
0,37 0,7 |
-1,2 0,22 |
-2,4 0,01 |
p |
-0,44 0,65 |
1,31 0,19 |
0,62 0,53 |
-0,56 0,57 |
-1,57 0,12 |
-2,2 0,02 |
-1,52 0,13 |
-2,09 0,04 |
|
Т3 |
t
|
-0,51 0,6 |
-0,26 0,01 |
-1,55 0,13 |
1,2 0,23 |
2,08 0,04 |
-1,9 0,06 |
-4,59 0,001 |
-2,9 0,001 |
p |
-3,01 0,004 |
-1,7 0,09 |
0,8 0,42 |
5,1 0,001 |
-1,89 0,06 |
-2,28 0,03 |
0,11 0,96 |
-1,91 0,06 |
|
F8 |
t
|
-0,001 0,98 |
-2,4 0,02 |
-2,1 0,04 |
-0,36 0,75 |
0,14 0,88 |
-1,21 0,23 |
-3,96 0,003 |
-2,8 0,001 |
p |
-1,54 0,13 |
-1,72 0,09 |
2,01 0,06 |
-0,71 0,48 |
-0,22 0,82 |
-2,95 0,005 |
-1,15 0,25 |
-2,9 0,001 |
|
F7 |
t
|
-0,44 0,65 |
-2,59 0,01 |
-1,2 0,23 |
-0,69 0,49 |
-0,85 0,39 |
-1,2 0,23 |
-2,62 0,01 |
-3,26 0,002 |
|
p |
-2,4 0,01 |
-0,36 0,71 |
1,3 0,2 |
3,42 0,002 |
0,61 0,54 |
-3,7 0,001 |
-2,52 0,001 |
-2,07 0,004 |
Примечание: см. табл. 1.
На фоне проведения когнитивной нагрузки отмечались следующие изменения в группе IV больных после лечения (табл. 3): тест «Растения» продемонстрировал возрастание мощности δ-ритма асимметрично в отведениях слева, снижение показателей мощности α-ритма во всех отведениях, снижение мощности β-ритма в лобных, височных, центральных отведениях, что свидетельствует о недостаточности активирующих влияний регуляторных структур разного уровня [10].
Тест «Счет» (табл. 3) вызвал нарастание показателей медленноволновой активности δ- и θ-диапазона асимметрично слева в группе после лечения, увеличение β-мощности в центральных и теменных отведениях слева и уменьшение α-мощности асимметрично в левых отведениях. Нарастание β-мощности обусловлено анализом новых перцептивных паттернов информации.
Противоположные изменения получены при проведении теста «Что общего?» (табл. 4) - нарастание мощности α-ритма во всех отведениях, тест «Слова» (табл. 4) вызвал также усиление α-ритма, но преимущественно в задних отделах, что свидетельствует о вовлечении верхнестволовых структур мозга и лимбической системы. Известно, что альфа-ритм является отражением функции эпизодической памяти и у пожилых людей имеет тенденцию к снижению [11].
Рис. 1. Когнитивная нагрузка (тест «Что общего?», α-ритм) в группах испытуемых с ДЭП+УКР и когнитивно здоровыми
Примечание: по оси абсцисс представлены ЭЭГ-отведения, по оси ординат - амплитуда, мВ;
* - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,05);
** - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,001).
Рис. 2. Когнитивная нагрузка (тест «Слова», α-ритм) в группах испытуемых с ДЭП+УКР и когнитивно здоровыми
Примечание: по оси абсцисс представлены ЭЭГ-отведения, по оси ординат - амплитуда, мВ;
* - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,05);
** - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,001).
Рис. 3. Когнитивная нагрузка (тест «Счет», δ-ритм) в группах испытуемых с ДЭП+УКР и когнитивно здоровыми
Примечание: по оси абсцисс представлены ЭЭГ-отведения, по оси ординат - амплитуда, мВ;
* - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,05);
** - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,001).
Рис. 4. Когнитивная нагрузка (тест «Растения», δ-ритм) в группах испытуемых с ДЭП+УКР и когнитивно здоровыми
Примечание: по оси абсцисс представлены ЭЭГ-отведения, по оси ординат - амплитуда, мВ;
* - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,05);
** - достоверные отличия групп больных от группы контроля (р<0,001).
Тест «Растения» (рис. 4) у пациентов II группы по сравнению с I демонстрирует статистически значимое увеличение мощности в δ-диапазоне в лобных и височных отведениях, уменьшение α-мощности в центральных отведениях, уменьшение β-ритма в лобных и теменных отделах. По данным ряда авторов, уменьшение мощности альфа-ритма возникает после длительной когнитивной нагрузки, что, по мнению Klimesch W. [12], объясняется задействованием рабочей памяти, а это приводит к подавлению альфа-ритма на ЭЭГ. Тест «Счет» (рис. 3) у пациентов с УКР позволяет наблюдать увеличение мощности δ-активности в лобных, височных, теменных отведениях.
Таким образом, при оценке фоновой записи ЭЭГ и проведении когнитивных тестов полученные результаты оказались различными.
Фоновая запись ЭЭГ (табл. 1) демонстрирует статистически значимое нарастание мощности δ-ритма у пациентов с УКР в лобных, теменных и затылочных отведениях слева относительно пациентов группы контроля. В то время как θ-ритм у пациентов группы I имеет тенденцию к уменьшению мощности асимметрично в левых отведениях, у пациентов группы IV также отмечалось уменьшение мощности в затылочных отведениях в сравнении с группой III. Данные изменения мощности могут быть интерпретированы как реорганизация биоэлектрической активности, и, по данным литературы, указанные нарушения обозначены как нарушения как таламо-кортикальных, так и межцентральных взаимодействий, при этом максимальные отличия от нормы обнаруживаются в задних регионах.
Увеличение мощности β-ритма наблюдалось у пациентов группы контроля относительно пациентов с УКР в левых лобных и височных отведениях, у пациентов группы IV β-активность была снижена преимущественно в передних отделах после лечения. Показатели мощности α-ритма снижались у пациентов с УКР в задних отделах, возрастали у пациентов группы контроля в теменных отведениях справа, у пациентов с депрессией после лечения увеличение мощности наблюдалось в левых фронтальных отделах. Нарастание медленноволновой части спектра ЭЭГ во фронтальных отделах, наряду со снижением α-активности в задних отделах, свидетельствует о нарушениях в распределении и фокусировке внимания, другими словами, об истощении когнитивных ресурсов. Полученные данные также могут свидетельствовать о нарушении структурной связности поясной извилины.
На фоне когнитивной нагрузки (тесты «Растения» и «Счет») (рис. 3, 4) между пациентами I и II группы продемонстрированы статистически значимые увеличения мощности θ- и δ-ритма. На фоне проведения тестов «Что общего?» и «Слова» (рис. 1, 2) отмечалось статистически значимое увеличение α- и δ-ритма лобных отведений левого полушария. При проведении теста «Растения» (рис. 4) наблюдалось увеличение δ-ритма в височных и затылочных отведениях. При тесте «Счет» (рис. 3) возрастание δ-ритма наблюдалось в передних отделах (лобные, центральные и теменные отведения). Увеличение дельта-активности свидетельствует о сосредоточении испытуемого на выполнении когнитивной задачи, а также о повышенной сложности заданий. Наблюдалось изменение локализации δ-ритма с лобных отделов в теменно-височные. Появление δ-ритма в лобных отделах было связано с поддержанием устойчивого внимания. Регистрация δ-ритма в теменно-височных отделах свидетельствовала о воспроизведении внутренней речи, репетиции вербальной рабочей памяти.
В группах испытуемых с депрессией до лечения при выполнении когнитивных тестов фиксировались статистически значимые увеличения α-, β-, δ-ритма с тенденцией к асимметрии в правых отделах при выполнении когнитивных тестов (табл. 2, 3).
Известно, что предъявление когнитивной нагрузки молодым здоровым лицам вызывает увеличение α-, β-активности, при этом мощность медленноволновой активности δ- и θ-ритмов не увеличивается. Полученные нами изменения обусловлены возрастом испытуемых, тенденцией к снижению процессов активации при старении.
Заключение
Таким образом, в нашем исследовании мы выявили следующие характерные нейрофизиологические признаки для пациентов с УКР: нарастание медленноволновой θ- и δ-активности в передних отделах, с тенденцией к миграции δ-активности в лобные и теменно-височные отделы по мере выполнения когнитивных заданий, появление α-ритма в лобных отделах, наряду с его снижением в задних отделах.
Для пациентов с депрессией были получены противоположные нейрофизиологические изменения: нарастание медленной δ-активности и α-, β-ритмов в передних отделах с асимметрией в правых отведениях.
Полученные результаты достоверны и могут служить дополнительными критериями для постановки диагноза «хроническая ишемия головного мозга с УКР» и «хроническая ишемия мозга с сопутствующими депрессивными расстройствами». Планируется получение числовых диапазонов для диагностики данных состояний на основании когнитивной ЭЭГ.
Библиографическая ссылка
Ефремов В.В., Залевская А.И. ВОЗМОЖНОСТИ КОГНИТИВНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ В ДИАГНОСТИКЕ ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА С СУБКЛИНИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32216 (дата обращения: 13.06.2024).